« Художественные конкурсы | Главная | Техника китайской живописи »
Критика на картину Противостояние
Автор: Дмитрий Алмазов | 16 Ноя 2012
Уважаемые читатели сегодня хочу Вам представить критическую статью на картину «Противостояние» из цикла «Свет и тьма», холст, масло, 70 х 60 см.
Две молодых женщины, два женских лика, брюнетка и блондинка, запечатлены в страстном поцелуе. Картина необычна как по сюжету, так и по жанру. Это и не портрет, и не шарж, и не карикатура, и не жанровая сцена, это что-то хорошо известное, но в то же время современное. Оно современно не только потому, что сейчас стали популярны нетрадиционные виды любви, например, любовь между женщиной и женщиной, но еще и по какой-то другой причине, которая не лежит на поверхности. Стараясь найти разгадку, можно очень долго смотреть на картину, и она не надоедает, не отталкивает, но наоборот, еще больше магнетически притягивает к себе.
Сразу же можно заметить, что тема картины вообще не имеет никакого отношения к однополой любви. Хотя поцелуй их и очень страстный и женщина справа смотрит очень кокетливо, но в этом нет вызывающей женской эротики, дескать, мы обошлись без мужчин. Художник не перешел грань, и он отчетливо дает понять, что идея картины в чем-то другом, хотя, на поспешный взгляд, она может быть неправильно истолкована как манифест нетрадиционной любви.
А как правильно истолковать?
Рассмотрим композицию картины, в которой больше всего бросается в глаза этот яркий контраст черного фона и такой пластической светлой пары целующихся. Словно сделали фото со вспышкой, словно застукали их темноте за исполнением чего-то запретного. Но взгляд брюнетки справа словно говорит: Мы не боимся! Пожалуйста, смотрите на нашу интимную сцену, и завидуйте нам!
Если проследить историю живописи, то две обнаженные фигуры на холсте, если написаны кистью не слишком старого автора, всегда изображаются немного разного цвета. Как правило, это мужчина и женщина. И тело мужчины всегда другого цвета, чем тело женщины. Почему? Потому что у них разная суть. И художник, изображая сцену с двумя человеческими телами, всегда подчеркивает, что тела-то хоть и одинаковые, человеческие, антропоморфные, но души различные. Духовно все люди так резко отличаются друг от друга, как например, отличается черная пантера от белой медведицы. Духовно каждый человек есть свой собственный вид.
Именно это представлено на картине. Строение лиц той и другой женщины фактически одинаковое, по строению они похожи, как сестры, с теми допустимыми отклонениям в профиле, которые допустимы для сестер. И обе они женщины. То есть не мужчина и женщина, не азиатка и европейка, не старая и молодая, а просто одинаковые, одинаковые физически. И художник это усиливает еще тем, что их лица словно вложены друг в друга: нижняя губа первой над нижней губой второй, верхняя губа первой над верхней губой второй, нижняя линия носа первой над верхней линией носа второй. То есть полное совпадение в физическом. Цвет же их лиц немного отличается, блондинка чуть-чуть белее. И вот это малейшее различие в цвете вызывает сильнейшее притяжение. Идея картины – в том, чтобы показать как это малейшее различие в духовном, скажем, небольшое различие во взглядах, порождает – нет, не войну – а сильней импульс к объединению. И женщины испытывают от этого огромный кайф!
Почему, глядя на эту картину, мы говорим о различиях во взглядах? Ну, например, два верующих человека: один верит в Будду, другой – в Христа. Различия в их мировоззрениях, честно говоря, незначительные: тот и другой верит, тот и другой исповедует любовь, тот и другой за духовное развитие. Но за ними стоят громадные противоположные силы, черное и белое, свет и тьма, блондинка и брюнетка! Эти разные духовные силы, которые за ними стоят, представлены как цвет их волос – черное и белое. Но касаются они не волосами, а лицами, которые имеют чуть разный цвет, то есть, чуть разный духовный нюанс, проистекающий от чуть отличающихся взглядов. У одной глаз закрыт, у другой открыт – вот эта разница во взглядах. И эта небольшая разница вызывает сильнейшее духовное притяжение. На самом деле, мы любим тех, кто так же как мы устроен, но думает иначе. Он более всего нам мил. Для любви нужна не разница в телах, а разница во взглядах. Вот такую мысль в сильной живописной форме запечатлел на своей картине художник.
А что означает эта рука снизу, принадлежащая по всей видимости блондинке? Причем ее рука не старается обнять брюнетку, а как бы преподносит ее, как блюдечко с любовным напитком. Она делает не захватывающий, не обнимающий, а предлагающий ее и себя жест. Прошлое предлагает себя будущему, будущее предлагает себя прошлому, как любовный напиток. Они пьют друг друга, пьют ту энергию, которой им не достает. Всякая встреча двух людей – это встреча прошлого и будущего. Блондинка – это, конечно, прошлое, у нее мертвенно-белый цвет лица, это умирающий век, скажем 20-й, но она не старая, потому что это не древность, это еще очень молодо и живет в настоящем, однако оно любовно отдается новому времени, 21-ому веку, брюнетке, потому что без нее жить не может. То есть, картина описывает встречу времен, которая сейчас происходит. Прошлое не может жить без будущего, как без своей возлюбленной. Контраст сейчас очень сильный по сравнению с тем, что было. Происходит поистине великие перемены, поэтому и появляются такие гениальные по своей глубине картины.
И, наконец, самая замечательная особенность картины в том, как смотрит брюнетка, за которой стоит будущее. Она ведь не смотрит на свою подругу, не смотрит в прошлое. Хотя секунду назад, наверное, смотрела. Она смотрит на зрителя. И с вызовом – мол, смотрите, какая я смелая! Потому что будущее зависит от тебя, который думает, что только смотрит на картину и получает удовольствие. На самом деле у картины три участника, и она бросает зрителю вызов, вовлекающий его в действие: люби нас обеих!
Андреев Михаил
Темы: Критика | Ваш отзыв »