« Биеннале | Главная | Мозаика в интерьере »
Ты и песнь моя обручальная и звезда моя сумасшедшая
Автор: Дмитрий Алмазов | 29 Янв 2013
Критика на картину «Яна-Мария», холст, масло, 2013 г., художник Кирдянов Денис.
На картине изображена женщина… И сразу же хочется спросить: Кто она? Так величественно она смотрит с полотна, что не оставляет сомнений: эта женщина играет в жизни художника какую-то значительную роль. Он захотел запечатлеть ЕЕ такой: в несколько странном освещении звездочек новогодней гирлянды, почти на черном фоне. Благодаря этому освещению мы увидели часть ее, но не всю. Мы не знаем, что у нее за роль. Может быть, она королева? Или мать? Или президент компании? Или актриса из известного фильма? Какую она играет роль в данный запечатленный момент и вообще в жизни? По жанру это, скорее всего, портрет, потому что изображен конкретный человек, с конкретными чертами лица. Можно даже сказать, что художник пишет с натуры, поскольку носит этот портрет в своем сердце и видит перед собой внутреннюю картину, которая без натурализма, без излишних подробностей, без конкретного цвета платья и т.п. Только самое существенное и ролевое, может быть, даже что-то такое, о чем сам художник еще не догадывается, и теперь смотрит на эту картину и говорит себе: «Да, действительно, она такая!»
Есть большая разница: изображает ли художник всю женщину целиком, или только ее лицо. Здесь мы видим фактически одно лицо, ну, еще немножко шею и грудь. А волосы и платье, они уже сливаются с тем темно-темно-красным цветом, что и остальной фон. Почему художник отказывается прорисовывать волосы и платье? Почему он спрятал их в общий фон? В результате, оставил только краешек освещенного белого тела. Только оголенные контуры лица и шеи, лишь они выступают из теплой темноты картины. Ответ очевиден: это именно те места, которые больше всего целуют. Страстный любовник никогда не целует на женщине платье, но он целует оголенные участки тела: лицо и шею.
Перед нами тайный художественный прием – художник выносит на свет лишь небольшой обнаженный участок женского тела – и этим показывает к ней свою страстную чувственную любовь. Хотя она и одета, и стоит не в соблазнительной позе, а скорее, как министр на парадном портрете, но для него-то главное значение имеет страсть к ее телу. Потому оно и спрятано, потому и погружено в темноту, чтобы умерить, сдержать страсть, хотя и ясно, что ее невозможно сдержать.
Так на картине изображается скрытая эротика. С виду все прилично, яркая новогодняя гирлянда празднично сияет в нежном полумраке комнаты, чуть вдали от нее освещенный гирляндой силуэт женщины, платье с глубоким вырезом, но, увы, ничего не видно, скрыто… Свет сконцентрировал наше внимание на ее теле – не на платье, не на волосах, а на теле. Но тело скрыто! И какое мощное влечение возникает благодаря этому художественному приему! И смотрит женщина вроде бы не кокетливо, взглядом себя не выдает, жестом к себе не приглашает. А в то же время, какой сильный призыв идет от нее: Ну, подойди ко мне! Распакуй меня! Зацелуй!
Это, конечно, большое искусство. Человек жертвует красками (не льет на картину оранжево-красно-синим цветом, а обходится лишь скупым черным и белым), жертвует композицией картины, выставляя вперед какую-то елочную гирлянду, но всё для того, чтобы картина возбудила мощные чувства, чтобы, глядя на нее, сильно захотелось женщину. Мастерство состоит в том, что художник знает, как это сделать.
Однако мы подошли к картине только с одной ее стороны, описав, что значит ОНА для НЕГО. На самом деле их двое, но на картине только ОНА, и нет второго субъекта, нет ЕГО. Он за картиной, он где-то работает, наверное, спрятался за свой мольберт и пишет, и пишет ее. Ибо Она для Него всё, Она заполнила всю его жизнь целиком, и Она соблазняет Его своим белым телом, которое светится для него как бриллиант в темноте. Оно сверкает своими гранями, оно сводит Его с ума. И вот Он пишет картину, пишет, можно сказать, свою страсть, свою любовь, свое сильное к ней влечение, но при этом хочет разобраться в ней: а что же Я для НЕЕ?
Итак, как смотрит Женщина на Мужчину? Не конкретно эта, а каждая женщина, которая как Яна-Мария на картине хотела бы оставаться королевой в их отношениях. Попробуем, используя композицию картины, разобраться в этом вопросе.
Первое, что мы видим – это что она повернулась к гирлянде, она стоит в профиль к зрителю (к своему второму действующему лицу). И далее она поворачивает голову к нам, хотя до этого смотрела вперед. Отметьте этот поворот головы от чего-то к кому-то. Значит, первое и самое главное для нее – эта светящаяся гирлянда, которая в данном случае олицетворяет Новый год, то есть, новый этап, новую жизнь, новую будущую цель и мечту. Она нацелена на будущее, у нее есть свое светлое, как новогодние огни, представление о будущем, а именно: что она хочет иметь, какую позицию занять, кем стать. Стало быть, осуществления она хочет, реализации. Нет никакого другого света, который освещал бы ее лицо, кроме света исполнения ее желаний, символизированного новогодней иллюминацией. ОН для НЕЕ не свет, не путеводная звезда. Свет падает на картину не со стороны зрителя, как это принято в жанровой живописи, а откуда-то сбоку, от постороннего для этого зрителя источника. Что этим картина хочет сказать? Что у Нее, у героини, есть свой собственный свет впереди. Она самостоятельная, свободная.
И вот теперь Она отрывает взгляд от своего света, который светит ей из ее будущего, и поворачивается к Нему, то бишь, к нам. С какой целью Она посмотрела вдруг на Него? Ведь у Нее же есть своя цель! Чего Она хочет от Него? Зачем соблазняет?
Ответ простой: Она хочет от Него, чтобы благодаря Ему состоялось, реализовалось ее собственное желание, ее цель. И как Она это себе представляет?
Давайте посмотрим на картину и еще раз отметим, что в ней нет ни одной случайной детали. Женщина повернула голову в Его сторону. Но она повернула голову не на все 90о, а только на 45о. На остальные же 45о она повернулась к нему глазами. То есть, наполовину головой, а наполовину глазами. Что это значит?
Это значит, что Она управляет Им, и Она же от Него зависит. Если бы Она повернула голову полностью и смотрела бы на Него в упор, то это означало бы, что Она только зависит. А если бы, не поворачивая головы, глядела бы на него искоса, в сторону, то это означало бы только управление им, желание манипулировать, и т.д. Ну, а если вообще не смотрела бы, то это значит, что Он для Нее чужой, и тогда не было бы ни картины, ни вообще отношений.
Итак, мы видим, что Она и самостоятельная, и сама собой управляет, и идет к своей цели, но в то же время зависит от Него. Это, наверное, идеал отношений между женщиной и мужчиной – чтобы Ей не слишком быть повернутой в Его сторону, и одновременно, не слишком в сторону своей «гирлянды», а ровно посредине. Художник поймал это среднее положение. Что же это за середина между властью и зависимостью?
Поясним это на примере.
Допустим, есть какая-то крупная коммерческая компания, у этой компании есть свой Президент и есть свой Генеральный директор. Они почти равны, у них почти одинаковая власть, но Президент ничего не делает и только управляет Генеральным директором, а Генеральный директор, в свою очередь, управляет всей компанией и ведет все дела. Президент, хоть у него и власть, он, конечно, зависит от своего Генерального директора, потому что чем способнее Генеральный директор, чем он успешнее руководит, тем больше получает Президент, и наоборот, чем бездарнее Генеральный директор, тем меньше прибыли у Президента.
Так вот, роль этой женщины на картине – быть Президентом компании, то есть, Президентом их любовных отношений. Она рассматривает художника как кандидата на должность Генерального директора: «А сможешь ли ты быть Генеральным директором нашей компании? Сможешь ли ты так вести свой бизнес, чтобы выиграла наша с тобой компания, и мне хватило бы для достижения цели?» Ее жест и взгляд на картине говорят о том, что она по своей женской сущности является Президентом очень крупной компании и хочет, чтобы ее компания достигла больших высот. Поэтому ей нужен очень способный Управляющий.
Словом, разные у них цели. Он хочет ее тела, соблазняется ее телом, а Она хочет его руки и голову, чтобы Он сделал своими руками и своей головой большой бизнес, для себя и для Нее любимой.
А теперь обратите внимание, что Она смотрит не совсем в его сторону, не прямо Ему в глаза (то есть, не прямо на зрителя). И это очень важно! Представьте себе, что Он в это время прячется за мольбертом, работает, рисует, руководит своим очередным художественным шедевром, а Она как бы хочет заглянуть туда и посмотреть, что Он там делает. Супервайзер – как говорят американцы. Она старается оценить его творческий бизнес. Способен ли этот бизнес в будущем прокормить Меня, Женщину, то есть, Президента компании, вместе с моей высокой заоблачной целью?
Так что, это ОНА для Него звезда!
Автор: Михаил Андреев
Темы: Критика | Ваш отзыв »