« Живопись маслом | Главная | Парадный портрет »
Офорт
Автор: Дмитрий Алмазов | 07 Мар 2014
Поистине разновидность жанров и направлений в искусстве очень велика. Хотелось бы немного рассказать об одном из направлений гравюры на металле – об офорте.
«Офорт» происходит от франц. eau-forte, что фактически означает «крепкая вода», т.е. азотная кислота. Изображение при этой разновидности гравюры получают путем травления металлической поверхности различными кислотами. Офорт относится к технике станковой графики глубокой печати.
Первые упоминания об офорте относятся к началу XVI в., до этого металлические гравировки делались специальными резцами. Но офорт быстро вытеснил эту технику, так как является менее трудоемким. И заключается в нанесении кислотоупорного лака на металлическую пластину, затем слой лака процарапывается до металла специальной иглой, так чтобы получилось желаемое изображение, и опускают пластину в раствор с кислотой, которая разъедает незащищенный лаком металл. Все это может происходить в несколько этапов. При этом нужно помнить, что места, соответствующие светлым участкам рисунка, должны быть покрыты лаком еще раз и так же вторично подвергаться травлению. Так, после нескольких этапов травления получается желаемое разделение тонов. После травления, там, где не было кислотоупорного лака, образуются углубления. Затем пластину покрывают краской, которая остается только в углублениях. Оставшаяся в углублениях краска пропечатывается на бумагу.
Первым, кто применил эту технику, был немецкий художник и гравер Даниэль Хопфер. В настоящее время известно более 230 его гравер с разнообразным сюжетом. Так же в этой технике работали многие искусные мастера, такие как Альбрехт Дюрер, Урс Граф. Однако, наивысший расцвет эта техника получила только в начале XVII в. Наиболее ярким представителем офорта в это время был французский гравер и рисовальщик Жак Калло, который первым применил повторное травление, для создания богатейшей тональной шкалы. В России первым офористом стал С. Ушаков, его гравюра «Семь смертных грехов» была датирована 1665 г. его последователями были Е. П. Чемесов, А. Ф. Зубов и многие другие.
Однако, эта техника имела один, но очень значительный недостаток – токсичность кислот и растворителей, которая оказывала пагубное влияние на здоровье умельцев, трудившихся в технике офорта. Но и эта проблема была решена. В начале XX в. были разработаны несколько методов офорта, не столь токсичных. Одним из которых стало применение полотерного воска, который стал использоваться для покрытия пластины. Затем этот материал был вытеснен акрилатом – менее токсичным эфиром акриловой кислоты.
К офорту обращались те художники, которые стремились к смешению различных образов, как реальных, так и вымышленных. Творчеству которых было тесно в рамках обычной живописи, которые были увлечены возможностями, которые таила в себе данная техника (например, получать разнообразные оттиски с одной и той же пластины). Работы, выполненные в этой технике, всегда отличались особой точностью и изяществом линий, уникальной фактурой, возникшей в результате многократного травления, благодаря этому офорт прочно закрепился и занял достойное место среди других направлений изобразительного искусства.
Темы: Изобразительное искусство | 1 отзыв »
23 Мар 2014 в 17:06
Офорт – интересная и необычная техника. Определенно, требующая от творца не только огромного мастерства, но и большой выдержки и преданности делу, поскольку не каждый человек будет готов работать с токсичными растворителями и кислотами, которые вредят здоровью.