« Портреты на Руси | Главная | Платоновский фестиваль 2014: современное искусство Воронежа »
Интервью с воронежским художником Егором Астапченко
Автор: Дмитрий Алмазов | 04 Июн 2014
В Воронеже в галерее Х.Л.А.М. проходит персональная выставка работ современного воронежского художника Егора Астапченко «Границы». Она посвящена осмыслению и интерпретации видения человеком такого явлений в нашей жизни, как границы – нанесённые и незримые, постоянно меняющие свои очертания. Изменяется ли при этом сам объект – вопрос уже к посетителям выставки. Работы, выполненные на бумаге, орг. стекле, привлекают своей законченностью, прозрачной яркостью и многослойностью.
Художник Егор Астапченко: про современное искусство, выставку, планы, рассказывает в нашем интервью.
- Егор, в каком жанре написаны Ваши работы?
Трудно назвать конкретный жанр. В современном искусстве нет жёсткого разграничения жанров. Упор – на выражение конкретной идеи, мысли, художественного образа. Поскольку работаю в области дизайна интерьеров, дизайна в архитектуре, использую инструменты из дизайна. Работы по форме могут походить на дизайн, в них есть элементы русского авангарда начала 20 века, конструктивизма, именно по форме. По содержанию они ориентированы не на пожелания заказчика, а на привнесение своих идей.
- В галерее Х.Л.А.М. представлена выставка «Границы». До этого были ли подобные выставки?
До этого в ноябре 2013 года у меня в Х.Л.А.М.е проводилась совместная выставка с двумя авторами: Женей Ножкиной и Сергеем Ряполовым, она называлась «Вне поля зрения». Выставка была посвящена насекомым. Тема придумана не мной. Общий замысел интерпретировал близкими мне визуальными образами, наделил своим смыслом: в ней использовал орг. стекло, печать на орг. стекле, работал с прозрачным материалом, который даёт тень на поверхности. Компьютерная графика, выполненная в программах для черчения, в которых выполняются проекты зданий, нанесённая на прозрачную поверхность, создаёт отражения на стене.
В контексте выставки «Границы» - техника показалась интересной, актуальной, потому что границы – это отпечаток границ пространства, того, что было придумано, создано искусственно людьми. Такой проект. Поэтому большая часть работ выполнена на прозрачном материале, с применением компьютерной графики, печати. Объёмные прозрачные элементы отсылают к конструктивизму, русскому авангарду.
- Что вдохновило на создание именно этих работ?
Тема границ, карт, спутниковые карты, разработанный художественно – топографический язык – всё это интересовало с раннего детства. Интересовали границы – как явление.
Можно обобщать, но конкретно я обращался именно к границам в пространстве, конкретно административным, государственным, которые проведены на карте, пытался найти какой-то графический образ. Глядя на красные линии – находил абстрактные формы, невольно задумываясь – что под ними лежит в реальности. Отсюда многоплановый смысл.
- В настоящее время, можно назвать выставку провокационной?
Нет. Понятно, что все пытаются найти какие-то политические моменты. Я не против, но идея создания выставки «Границы» была всегда, и если это сейчас стало актуальным, то скорее как совпадение.
Изначально тема границ интересовала давно: и 5 лет назад, и 10, со школьной скамьи. Всегда рисовал карты, границы – вымышленные и настоящие, поэтому тема современных событий не была основным толчком, но стала невольной аналогией.
- Как человек, наблюдающий за изменением границ, можете ли Вы сказать, что процесс ускоряется, или всё протекает более- менее одинаково?
Есть в Ютубе замечательный ролик, в котором показаны изменения границ государств на карте Европы - начиная с античных времён, до наших дней. Всё уложено в 2 минуты. Понятно, что сейчас противоречивая ситуация, но я занимаюсь художественными вещами, а не анализом происходящей динамики. Но сам факт изменений мне интересен.
- Какие планы на будущее?
Сложно сказать. Есть определённые планы. Сейчас работаю в архитектурной фирме, занимаюсь дизайном. Я не противопоставляю дизайн искусству, хотя они разные сферы деятельности человека затрагивают, но сфера современного искусства всегда была интересна. Проекты будут, в том числе за рамками Воронежа, в других регионах России.
Вообще всегда был интересен синтез архитектуры, архитектурных приёмов, применённых в контексте современного искусства, но так же люблю живопись, хоть и редко «доходят» руки. Но я не противопоставляю ручную работу и компьютерную графику, хотя в большинстве последних проектов использую компьютерную графику. Возможно появление проектов, сочетающих ручную работу и компьютерную.
- Что более интересно – совместные выставки или персональные?
По разному. Это первая персональная выставка. Проект разрабатывал именно как проект: есть идея, есть её воплощение. Когда совместная выставка – тоже интересно объединить сочетание разных взглядов, техник.
За 5 дней до выставки в Х.Л.А.М.е была открыта совместная выставка в фойе ДК Машиностроителей с Ряполовым Сергеем, Женей Ножкиной и другими художниками. Там другая специфика, тоже очень интересно. Общение с другими людьми, которые тоже занимаются искусством, очень вдохновляет, поэтому совместные выставки – это хорошо.
- Художественное образование – обязательно ли для художника получать художественное образование?
Вопрос провокационный. Сложно сказать. Я считаю, что желательно. Не могу сказать, что обязательно. Бывают разные случаи. Если брать современное искусство, многие считают, что это не обязательно. Я считаю, что какие-то навыки нужны, они полезны. По крайней мере, мне интересно искусство, когда оно привлекательно в своей технике. Признаю концептуальное искусство, где важен только посыл, а техника уходит на второй план, но оно менее интересно, хотя тоже имеет право на существование. Однако художественное образование нужно.
- Какими работами украшаете свой быт, что нравится в искусстве?
Нравятся русские поля, чернозём – такая чернозёмная эстетика. Дома – фотографии Дивногорья с огромными полями.
Многие друзья занимаются музыкой, до этого была своя рок- группа, и в музыке присутствовала авангардная стилистика, чернозёмная волна. Слушаю Колю Недорезова, Вадима Лукьянова - это мрачная музыка, основанная на почвенной теме, на Платонове. Придерживаюсь современной цивилизации, но в той своеобразной форме, которая мне более интересна.
- Общаетесь с художниками, которые близки по духу?
Не так много. Хотелось бы общаться больше. Многие рассуждают о либералах и западниках, приоритетах в искусстве. Мне ближе черноземье, Воронеж, Дивногорье. Нравится разрушать границы, процесс синтеза, который включает новые приёмы, художественную технику, компьютерную графику.
- Что нового привнесли в свою выставку?
Если что-то делаю, то считаю это интересным. В мире же многое взаимосвязано. Бывает, что-то делаешь, а оказывается, что какой-то художник в Китае сделал что- то подобное. К примеру, тема «Границы» - мне кажется очень мощной, но и трагичной одновременно, подталкивает на какие-то размышления. Не знаю – возможно ли без этого существование современных цивилизаций, или нет.
Возможно, дальше я перейду к другим темам, которые буду развивать близкой мне техникой. Сейчас – это тема границ, которая всегда была близка, и я её как мог, так и выразил.
Автор Максакова Л.
Темы: Арт Воронеж, Художник | Ваш отзыв »