« Интервью с художницей Проскуриной Людмилой | Главная | Интервью с художницей Куркиной Еленой »
Выставка живописи и графики Александра Дейнеки
Автор: Дмитрий Алмазов | 17 Июн 2014
В рамках IV Платоновского фестиваля в Воронеже, 05.06.14 открыта выставка живописи и графики Александра Дейнеки "Обожаю всяческую жизнь!"
13 картин для выставки были выделены Третьяковской галереей и основную часть работ привезли из Курской картинной галереи имени А. Дайнеки, где хранится около 1400 его произведений.
Названием выставки послужила строчка из стихотворения Маяковского "Юбилейное" - эмоциональное признание Пушкину: "Ненавижу всяческую мертвечину! Обожаю всяческую жизнь!" .
На открытии выставки, Михаил Бычков, директор международного Платоновского фестиваля искусств отметил, что хотелось показать работы именно Дейнеки, так как он - абсолютный ровесник Андрея Платонова, в 2014 году мы отмечаем 115-летие обоих. Они были увлечены революционными преобразованиями, идеей переустройства мира. Но их взгляды и судьбы во многом контрастировали - тем интереснее их теперь сопоставлять.
Директор Курской государственной картинной галереи имени А.А. Дейнеки, Игорь Припачкин, о картинах:
- Наследие Дейнеки довольно-таки сложное, интересное и многообразное. Основная часть работ в России. Лучшее - в Третьяковской галерее, Курской галерее и в Русском музее. Хотя и то, что осело на Западе, тоже по-своему уникально. Как ни странно, его живописное наследие не очень велико, в отличии от Айвазовского, который оставил три тысячи картин. Однако Дейнека проявил себя в самых разных жанрах. За ним прослеживается вся история искусства. Он обнаруживает знание итальянского Возрождения, французского модернизма. Казалось бы - простые "Купающиеся девушки" (1933, ГТГ). А постановка фигур отсылает к символизму. Посмотрите на "Футболистов" или на "Утреннюю зарядку", где фигура, которая позади, поставлена с нарушением. Но это повторение приема, когда-то распространенного в египетском и античном искусстве, поэтому искажение перспективы не воспринимается как неумелость. И это сразу делает работу современной, модернистской. Только, к сожалению, модернисты чаще всего не умели писать, как Дейнека. Он хорошо понял технику итальянской фрески. Обратите внимание - на его полотнах нет лака, он не блестит. Всегда брутален. Он мешает масло с темперой , имитируя фресковую поверхность. Мы же себе живопись как представляем - все блестит, мазки фактурные… Чаще всего за плотной и увесистой красочной массой скрывается неумение писать. Дейнека так никогда не делал. Можно смотреть по фрагментам и целиком, увеличивать детали - и убеждаться в том, что он нигде не допустил ошибки. Мы сейчас сталкиваемся с такой проблемой, как подделки под Дейнеку. Нам привозят на экспертизу множество фальсификаций. И удивительно - их же делают люди, более или менее связанные с ремеслом, но они, видимо, считают почерк Дейнеки примитивным, а сами допускают дикие ошибки! Ну и слава Богу…
Александр Дейнеко – родился в Курске, рисовал с раннего детства. В течении жизни получил художественное образование в Харькове, Москве.
В советское время пишет картины, состоящие из ярких красок, стройная вереница линий говорит о красоте заводов, о работе коллективных созиданий. Образы рабочих, полные выражения физической мощи и социальной силы, каких мы до этого не встречали у других художников. Работал с Маяковским. Опыт работы использовал в своих картинах, стараясь оставлять в них только самое главное, искал форму простую и ясную, отбрасывая кучу деталей. Полёт на аэроплане помог научиться видеть объекты в другой перспективе, особое отношение к теме воздухоплавания проявляется во многих работах
Картины выставлялись на выставках Нью-йорка, Берлина, Парижа ещё при жизни автора.
Наследие Дейнеки довольно-таки сложное, интересное и многообразное. Он по сути своей модернист (если это и соцреализм, то в таком виде, в каком его никто больше не представлял), а модернизм предполагает некую универсальность, огромное мастерство и огромный культурный багаж. Помимо живописи и графики, представленных на выставке, Дейнека создавал и монументальные произведения, такие как мозаики, фрески, панно. В том числе, знаменитые работы для московского метро и практически неизвестные сегодняшнему зрителю экспонаты из музейных и частных собраний.
Подробно познакомиться с творчеством Дейнеки можно на сайте Курской галереи www.deinekagallery.ru, где выложены книги о нём, иллюстрации его живописи, графики и скульптуры.
Автор Максакова Л.
Темы: Арт Воронеж, Новости, Художник | Ваш отзыв »